Главная Правосудие в Республике Беларусь Судебная практика Постановления Пленума Верховного Суда По общим вопросам судебной деятельности


Читайте в номере
E-COURT
Электронное
правосудие
Мониторинг СМИ
Все новости
Меню раздела

Об обеспечении права на судебную защиту и культуре судебной деятельности

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Верховного Суда Республики Беларусь

22 декабря 2016 г. № 9

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что судами проделана значительная работа по выполнению мероприятий судебно-правовой реформы. Ее решающим этапом стала реализация положений Послания о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности судов общей юрисдикции Республики Беларусь», и Декрета Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь».

Это позволило в полной мере воплотить в жизнь конституционный принцип единства судебной системы; оптимизировать ее структуру и штатную численность; устранить различия в судебном толковании ряда нормативных правовых актов. Созданы дополнительные возможности совершенствования подходов к организации и осуществлению судебной деятельности в контексте положений, содержащихся в международных актах, посвященных общепризнанным стандартам в сфере правосудия, и закрепленных в Конституции Республики Беларусь.

При этом деятельность судов общей юрисдикции должна способствовать укреплению основ правового демократического государства, поддержанию законности и правопорядка, разрешению и урегулированию социальных конфликтов.

Необходимым условием решения этой задачи следует признать обеспечение высокого уровня организации и культуры судебной деятельности; неукоснительное соблюдение законодательства при рассмотрении дел; строгое соблюдение положений общей и профессиональной этики как судьями, так и работниками аппаратов судов; профессиональное и инициативное выполнение председателями судов всех уровней своих функций.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что обеспечение права граждан и организаций на судебную защиту и поддержание высокого уровня культуры судебной деятельности выступают важными условиями реализации закрепленного статьей 60 Конституции Республики Беларусь принципа защиты прав и свобод личности компетентным, независимым и беспристрастным судом и надлежащего выполнения задач, определенных судам общей юрисдикции Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

2. Подчинение при осуществлении правосудия только закону (статья 110 Конституции Республики Беларусь) является правовой обязанностью и нравственным долгом судей. Прямое или косвенное вмешательство в судебную деятельность, воздействие на суд, от кого бы они ни исходили и в каких бы формах ни выражались, должны решительно пресекаться путем применения предусмотренных законодательством мер реагирования.

3. Судам надлежит учитывать, что поддержание высокого уровня культуры судебной деятельности способствует повышению авторитета судебной власти, формированию в обществе уважения к правам и свободам человека, воспитанию граждан в духе уважения и исполнения законов, предупреждению правонарушений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Культура судебной деятельности включает организацию работы по рассмотрению дел, поддержание установленного законом порядка в зале судебного заседания, осуществление правосудия в мантии, соблюдение законности при вынесении судебных постановлений, грамотность и своевременность составления процессуальных документов, соблюдение этических норм общения и правил поведения, содержание в надлежащем состоянии помещений суда.

4. Следует учитывать, что в силу положений Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей на здании суда, в служебных кабинетах судей и залах судебных заседаний устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изображение Государственного герба Республики Беларусь. К государственным символам необходимо обеспечивать уважительное отношение.

Помимо наличия оборудованных для рассмотрения дел залов судебного заседания требуется принимать меры к созданию в здании суда условий для осуществления приема посетителей, в том числе лиц с ограниченными возможностями, а также изучения дел прокурорами, адвокатами и другими участниками процесса.

Для участников процесса и посетителей в доступном месте следует размещать информацию об основных правах и обязанностях участников процесса, о порядке обжалования судебных решений, о месте нахождения ближайших юридических консультаций и времени их работы, а также иные сведения, касающиеся порядка и условий обращения в суд.

5. Судьям строго соблюдать изложенные в Кодексе чести судьи Республики Беларусь правила поведения как в профессиональной деятельности, так и во внеслужебных отношениях, следовать общепринятым нормам морали и избегать всего, что наносит ущерб авторитету судебной власти.

Общение судей между собой, с участниками процесса и иными гражданами должно соответствовать этическим нормам и правилам.

Судьям следует исключить личное участие в деятельности, не связанной с выполнением своих должностных обязанностей, если оно может повлечь конфликт интересов и будет препятствовать обеспечению беспристрастности и независимости суда.

6. Необходимо иметь в виду, что постоянное повышение квалификации судей является неотъемлемым условием обеспечения высокого уровня культуры судебной деятельности.

Судьям уделять внимание совершенствованию своих знаний и профессиональных навыков, необходимых для надлежащего осуществления правосудия. Следить за изменениями в национальном законодательстве и международном праве, включая международные договоры и другие документы, которые устанавливают нормы, действующие в отношении прав человека.

7. Судам надлежит принимать меры к созданию условий для беспрепятственного обращения граждан и организаций в суд и их участия в судопроизводстве, не допускать формального подхода к рассмотрению заявлений о возбуждении дел.

Принятие решения об отказе в возбуждении гражданского дела, возвращении либо отказе в принятии заявления по экономическому делу, оставлении заявления без движения, возвращении заявления о совершенном преступлении, которым возбуждается уголовное дело частного обвинения, допускается только в случаях, прямо предусмотренных нормами процессуального законодательства. В частности, такие решения не могут быть приняты при возникновении вопросов, разрешение которых предусмотрено при подготовке дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства (замена ответчика, привлечение к участию в деле соответчика или третьих лиц, определение достаточности доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, и др.).

8. При установлении обстоятельств, препятствующих возбуждению дела (принятию заявления), судья в определении (постановлении) обязан привести конкретные недостатки и сослаться на соответствующую норму процессуального закона. Если процессуальный закон предусматривает возможность исправления недостатков, следует устанавливать для этого разумный и достаточный срок с учетом времени, затрачиваемого на уведомление заявителя о принятом решении (статья 427 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), статья 248 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), статья 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

В случаях неподсудности или неподведомственности дела суду, которому адресовано заявление, в определении (постановлении) необходимо указать, в какой суд или орган следует обратиться заявителю.

9. Обратить внимание судов на необходимость принимать меры, обеспечивающие реализацию положений статьи 62 Конституции Республики Беларусь, гарантирующей право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. В предусмотренных законом случаях (например, статья 45 УПК, статья 77 ГПК) суду следует по собственной инициативе назначать соответствующему участнику процесса защитника или представителя.

10. Судам обеспечить соблюдение установленных процессуальным законодательством сроков и порядка рассмотрения дел. Время, необходимое для рассмотрения дела, следует определять исходя из его объема, сложности и количества участников процесса.

В целях исключения необоснованных приостановлений и отложений дел, неоправданных длительных перерывов судебных заседаний судам осуществлять надлежащую подготовку к рассмотрению в судебном заседании каждого уголовного, гражданского, экономического дела и дела об административном правонарушении.

При этом следует привлекать к участию в судебных процессах всех заинтересованных лиц; по гражданским и экономическим делам – определять факты, входящие в предмет доказывания; предлагать сторонам представить доказательства в подтверждение своих требований или возражений, а при необходимости оказывать в этом законное содействие.

11. Процессуальным законодательством на суд возложена обязанность своевременно известить участников процесса о времени и месте проведения судебного заседания. У лиц, участвующих в деле, их представителей следует выяснять способы и средства связи, с помощью которых может осуществляться их извещение и вызов в суд. Использовать в этих целях возможности глобальной компьютерной сети Интернет, средства телефонной, факсимильной связи.

В предусмотренных законом случаях участие в судебном заседании сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, свидетелей, иных участников процесса возможно путем использования систем видео-конференц-связи.

12. В ходе судебного разбирательства судам надлежит создавать условия для всестороннего, полного и объективного исследования характера спорных правоотношений по гражданским и экономическим делам, обстоятельств уголовных дел и дел об административных правонарушениях и обеспечивать разрешение дел в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, нормами материального и процессуального права.

При этом должно обеспечиваться неуклонное соблюдение норм процессуального законодательства, регламентирующего вопросы проведения судебного заседания, включая соблюдение основополагающих принципов гласности судебного разбирательства, состязательности и равенства сторон.

13. Каждому участнику судебного разбирательства в соответствии с его процессуальным статусом требуется разъяснить его права и обязанности, предоставить возможность в предусмотренном процессуальным законодательством порядке делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Кроме того, участникам процесса необходимо разъяснять обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и процессуальные последствия отказа от реализации прав и злоупотребления процессуальными правами.

Сторонам по делу должна быть предоставлена возможность задавать вопросы допрашиваемым лицам, а при рассмотрении гражданских и экономических дел – также и другим участникам процесса. Все наводящие либо не относящиеся к делу вопросы снимаются судом.

Применение предусмотренных законом форм упрощенного или ускоренного судопроизводства не должно влечь нарушений прав участников процесса.

Недопустимы любые ограничения прав участников судебного разбирательства, обусловленные незнанием или недостаточным владением ими языком, на котором ведется производство по делу. Участвующие в деле лица вправе делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке. Лица, не владеющие или недостаточно владеющие языком, на котором ведется производство по делу, должны обеспечиваться услугами переводчика.

14. Обратить внимание, что судьи не вправе делать публичные комментарии, высказывать кому-либо свое мнение по делам, поступившим в суд, находящимся в производстве самого судьи или других судей, а также по рассмотренным делам до вступления в законную силу состоявшихся по ним постановлений.

Считать недопустимым внепроцессуальное общение судьи со сторонами и другими участниками процесса.
15. Судьям как в ходе судебного разбирательства, так и вне его не допускать высказываний либо совершения действий, которые могут расцениваться как выражение предпочтения к одной из сторон или создавать поводы для сомнения в беспристрастности суда.

В судебном заседании судьям необходимо проявлять такт, сдержанность и эмоциональную уравновешенность, быть внимательными и объективными, создавая тем самым атмосферу доверия к суду, очевидную для всех присутствующих. В то же время следует принимать меры к тому, чтобы все участники процесса действовали в рамках этических норм и правил поведения, и своевременно пресекать нарушения порядка в судебном заседании.
Судьи не вправе разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан.

16. Следует иметь в виду, что протокол судебного заседания должен объективно отражать ход судебного разбирательства и составляться в установленные процессуальным законодательством сроки.

В целях обеспечения полноты протокола судебного заседания в нем указываются заявления об обстоятельствах, имевших место при рассмотрении дела, и отражаются все процессуальные действия суда независимо от того, связаны они непосредственно с существом дела или относятся к порядку ведения судебного заседания.

Для повышения полноты и объективности отражения хода судебного разбирательства судам необходимо использовать имеющиеся технические системы фиксации судебных процессов, а также принимать меры к оборудованию такими системами залов судебного заседания.

17. Судам надлежит обеспечивать соответствие формы и содержания судебных постановлений требованиям процессуального законодательства, повышать уровень культуры их составления.

Текст судебного постановления необходимо излагать с соблюдением норм юридической и языковой грамотности, логически последовательно, лаконично, в официально-деловом стиле, с использованием четких и конкретных формулировок, доступных для восприятия и исключающих различное толкование.

18. Обратить внимание судов на недопустимость необоснованных отказов в приеме жалоб как на не вступившие, так и на вступившие в законную силу судебные постановления. При наличии недостатков, препятствующих принятию жалобы, либо обстоятельств, исключающих ее подачу (например, пропуск установленных для обжалования сроков), в соответствующем процессуальном документе необходимо аргументированно со ссылкой на норму процессуального закона указать основания, по которым жалоба не может быть принята, а также порядок восстановления пропущенного срока, если процессуальный закон допускает его восстановление.

При наличии в жалобе недостатков, препятствующих ее принятию, устанавливаемый судом для их устранения срок должен быть разумным и достаточным.

19. Судам апелляционной, кассационной, надзорной инстанций необходимо осуществлять всестороннюю, объективную проверку законности и обоснованности судебных постановлений, тщательное рассмотрение приведенных в жалобах (протестах) доводов и обеспечить своевременное исправление судебных ошибок, используя все предоставленные законом средства для окончательного разрешения дел без направления на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

20. Обратить внимание председателей судов, что в силу положений Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей на них возложена обязанность обеспечить надлежащую организацию работы возглавляемых судов, поддержание высокого уровня культуры судебной деятельности и работы с гражданами.

Председателям судов не оставлять без реагирования факты неправомерного отказа в судебной защите, нарушения профессиональной этики, неоправданно длительного рассмотрения дел, нарушений законодательства.

21. Судам надлежит строго соблюдать положения Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 83, 2/1852), обеспечивая полную и объективную проверку содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц доводов.

Направляемый по результатам рассмотрения обращения письменный ответ должен содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей, и соответствовать иным требованиям, предусмотренным статьей 18 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В то же время обращения, подлежащие разрешению в порядке, определяемом процессуальным законодательством, в том числе о несогласии с вынесенными судебными постановлениями, необходимо оставлять без рассмотрения по существу (статья 15 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»). При этом заявителям разъясняется, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращениях вопросов, а в случаях несогласия с судебными постановлениями – установленный процессуальным законодательством порядок их обжалования.

22. В целях повышения уровня правовой культуры и общественного правосознания судам важно уделять внимание разъяснению наиболее актуальных вопросов, возникающих в судебной практике.

При выявлении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, нарушений законности должностными лицами или гражданами либо существенных недостатков или нарушений в деятельности организаций судам не оставлять данные факты без внимания и реагировать на них вынесением частных определений (постановлений).

В случаях, когда установленные в судебном разбирательстве факты могут быть использованы в деятельности субъектов профилактики правонарушений, судам следует направлять им копии судебных постановлений, за исключением судебных постановлений по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании.

23. Верховному Суду Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска) систематически анализировать состояние качества правосудия, обеспечения права граждан и организаций на судебную защиту, принимать меры к устранению выявленных недостатков, обобщать и распространять положительный опыт работы судов по данному направлению.

24. Признать утратившими силу:

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 6 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Республики Беларусь»;

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 14 «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 7, 6/205);

пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 4 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 39, 6/279);

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2006 г. № 10 «О практике применения законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, и мерах по повышению ее эффективности в общих судах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 6/671);

пункты 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2011 г. № 3 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 69, 6/1038);

пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 44, 6/1144);

постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 5 декабря 2012 г. № 11 «О культуре судебной деятельности при осуществлении правосудия» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.12.2012, 6/1256);

подпункты 1.4 и 1.20 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 31 марта 2016 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признании утратившим силу постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 27 сентября 2007 г. № 12» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2016, 6/1534).

 


Председатель Верховного Суда
Республики Беларусь
 В.О.Сукало
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда
Республики Беларусь
 А.М.Паутов